Утверждён постановлением
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве
Брянской области
от 29 июня 2015 года № 3/2
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при поступлении обращения на детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, требующего экстренного вмешательства для защиты прав несовершеннолетнего
(в редакции постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Брянской области от 28.02.2024 года № 2/1)
1.Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при поступлении обращения на детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, требующего экстренного вмешательства для защиты прав несовершеннолетнего (далее Порядок) разработан в целях выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью ребёнка в семье, вне семьи и в случае нарушения его прав; определения алгоритма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Основные цели и задачи
2.1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание помощи детям и подросткам при поступлении обращения на детский телефон доверия, требующего экстренного вмешательства.
3. Основные понятия
3.1. Жестокое обращение с ребенком – это действия или бездействия со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
3.2. Насилие над детьми — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы, применение иных недопустимых способов воспитания (лишения питания, одежды, сна и отдыха, неоказание медицинской и иной помощи ребёнку).
3.3. «Кризисный звонок» - это обращение клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации (насилие и жестокое обращение с ребёнком, смерть близкого человека, опасность для жизни, суицидальные попытки, развод и многое другое).
4. Органы и учреждения, осуществляющие деятельность по защите прав несовершеннолетних
4.1. В деятельности по выявлению и предотвращению ситуаций жестокого обращения с ребёнком и нарушения его прав, а также оказанию помощи пострадавшим детям участвуют:
- учреждения, подключенные к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы опеки и попечительства;
- органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания населения;
- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, образовательные организации
- органы управления здравоохранением и медицинские организации;
- органы внутренних дел;
- органы по делам молодежи;
- органы службы занятости;
- учреждения уголовно-исполнительной системы.
4.2. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Этапы работы с «кризисными звонками», поступающими на детский телефон доверия
5.1. Специалисты экстренной психологической помощи детского телефона доверия, принимая звонок, поступивший на детский телефон доверия:
- идентифицируют звонок как «кризисный», а значит требующий дополнительного экстренного вмешательства;
- оказывают психологическую помощь по телефону;
- информируют клиента о возможности получения различных видов помощи, указывают адрес и контактные телефоны мест оказания помощи;
- мотивируют клиента на снятие конфиденциальности данных и обращение за помощью;
- предлагают клиенту (несовершеннолетнему) снять конфиденциальность личных данных и в случае согласия:
- заполняют карточку регистрации «кризисного звонка», требующего экстренного вмешательства (приложение № 1) и передают её в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребёнка не позднее 1 рабочего дня;
- фиксируют звонок в журнале регистрации «кризисного звонка», требующего экстренного вмешательства для организации межведомственной работы в соответствии с подпунктом 5.2 настоящего Порядка (приложение № 2);
- незамедлительно информируют по телефону доверия УМВД России по Брянской области 72-22-33 о звонках, содержащих сведения обо всех правонарушениях, совершенных как несовершеннолетними, так и в отношении них для принятия мер в соответствии с подпунктом 5.3 настоящего Порядка.
5.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляет приём карточки регистрации «кризисного звонка», требующего экстренного вмешательства;
- фиксирует карточку регистрации «кризисного звонка», требующего экстренного вмешательства в журнале регистрации (приложение № 2);
- организует выезд группы экстренного реагирования по месту жительства (нахождения) несовершеннолетнего;
- определяет степень опасности для несовершеннолетнего путём работы непосредственно с несовершеннолетним, его окружением;
- принимает меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;
- организует межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством;
- в случае необходимости принимает решение о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на учёт, как находящихся в социально опасном положении, и организует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьёй в соответствии с Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, утверждённым постановлением Правительства Брянской области от 24.08.2014 года № 403-п.
5.3. Органы внутренних дел:
- при получении информации о «кризисном» звонке от специалиста службы экстренной психологической помощи детского телефона доверия незамедлительно регистрируют обращение и принимают меры в соответствии с действующим законодательством;
- при наличии состава административного правонарушения составляют протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях РФ;
- при наличии состава преступления возбуждают уголовное дело, проводят следственные действия, при необходимости, в соответствии с законодательством, назначают проведение судебно-медицинской экспертизы;
- проводят с несовершеннолетним и (или) его родителями (иными законными представителями) профилактическую работу в соответствии с действующим законодательством.
Приложения к порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при поступлении обращения на детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, требующего экстренного вмешательства для защиты прав несовершеннолетнего [zip;rtf]